К подросткам группы риска употребления пав относятся

К подросткам группы риска употребления пав относятся

М.В. Синицына

Особенности профилактики зависимого поведения у учащихся подросткового возраста «группы риска»

В условиях гуманизации современного развития образования, предполагающей приоритетность человека в контексте общественного бытия, их социальное взаимодействие, приоритетной задачей является работа педагогов-психологов, практических психологов с подростками «группы риска».

Зависимое поведение у подростков, связанное с чрезмерной вовлеченностью в различные формы активности, представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженных своих формах приводит к таким негативным последствиям, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, в настоящее время зависимости составляют группу самых распространенных девиаций.

Анализ психолого-педагогических, медицинских, социологических трудов показывает, что исследование проблемы зависимого поведения у подростков «группы риска» в последнее время значительно расширилось, а в образовательных учреждениях особенно остро обозначилась потребность в эффективных способах ее решений. Наибольший интрес представляют работы таких ученых, как Е.В. Змановской, В.Д. Менделевича, А.А. Александрова, О.Б. Симатовой, Т.А. Донских, Ю.А. Короленко и других.

Акцентируя внимание на профилактической работе, необходимо говорить о том, что система психолого-педагогических мероприятий должна охватывать длительный период развития детей и подростков, отнесенных к группе риска. Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте, затрудняющих социализацию, чрезвычайно велик. В связи с этим так важна ранняя комплексная диагностика, включающая анализ всех параметров, составляющих структуру самосознания личности.

Существуют различные формы психопрофилактической работы.

Первая форма – организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем внимании окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.

В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные конофильмы – все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, который наблюдается в настоящее время.

Работа с подростками может быть организована также на улице, для чего в ряде стран существует подготовка подростков-лидеров, проводящих соответствующую работу.

Вторая форма психопрофилактической работы – информирование. Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.

Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например, о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.

Третья форма психопрофилактической работы – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов.

Обобщая вышесказанное, можно сформулировать общую цель психопрофилактической работы как устранение рассогласований и дефицитов в системе взаимоотношений личности. Данная цель может быть реализована посредством решения комплекса взаимосвязанных задач:

  1. Формирование ценностного отношения к правилам и социальным нормам;

  2. Формирование ценности здорового образа жизни;

  3. Развитие позитивных жизненных смыслов и способности к целеполаганию;

  4. Повышение компетентности и социальной успешности личности к жизненно значимых сферах активности;

  5. Включение личности в поддерживающую социальную группу, имеющую позитивные социальные цели;

  6. Развитие навыков продуктивной саморегуляции, прежде всего за счет повышения осознанности собственного поведения, планирования и оценки его последствий, продуктивных стратегий совладения со стрессом;

  7. Своевременная коррекция нарушенных межличностных отношений и формирование межличностной компетентности.

  8. Для эффективной профилактики зависимого поведения работа в этом направлении должна носить комплексный характер и проводиться постоянно.

Литература

  1. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика/ А.В. Гоголева. – М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2002.

  2. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. – М.: «МЕДпресс», 2001.



Источник: infourok.ru


Добавить комментарий