Болезни костно мышечной системы

Болезни костно мышечной системы

Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»

ГОУ ВПО Российский государственный медицинский университет Росздрава

Научно-информационный материал по разделу 68.4.6.

Подраздел: «Нарушение осанки и вегетативная дисфункция у детей и подростков как проявление дизморфогенеза».

Профилактика болезней костно-мышечной системы

Состав научно-образовательного коллектива:

Руководитель НОК — зав. кафедрой педиатрии и школьной медицины ГОУ ВПО РГМУ, доктор. мед. наук, профессор Ю.В. Д.Д.Панков

ассистенты кафедры Магомедова Т.М. Аксенова Н.С., Ключникова И.В.,

Петровичева Н.Л., Ковригина Е.С.

Профилактика

болезней

костно-мышечной

системы

Анализ результатов профилактических осмотров показал, что около 80%

детей и подростков имеют структурные и функциональные нарушения в опорно-двигательном аппарате. К ним относятся деформации грудной клетки,

нарушения осанки, сколиозы кифозы, лордозы, плоскостопие. Заболевания опорно-двигательного аппарата могут быть ограничением в выборе профессии,

противопоказанием для службы в армии, негативно сказываются на репродуктивном здоровье, ведут к инвалидности в социально активном возрасте.

Опорой организма является позвоночник, который принимает на себя все удары, толчки, сотрясения. От состояния позвоночника матери, костей ее скелета зависит здоровье ребенка. Хождение на высоких каблуках приводит к нарушению гармонии взаимоотношений между мышечно-связочным аппаратом сгибателей и разгибателей ног, таза, в результате чего происходит смещение костей таза вверх, что сопровождается загибом матки вверх, усиливается лордоз поясничного отдела, вызывая уменьшение щелей между позвонками и т.п.

Нередко появляется искривление позвоночника, начиная с перекоса в тазовой области, что приводит к укорочению одной ноги. А это обязательно приведет к искривлению позвоночника и у ребенка. Но 90% всех повреждений, особенно шейного отдела происходит во время родов. При появлении головки из родовых путей, для облегчения прохождения по ним акушеры поворачивают головку ребенка влево или вправо. В этот момент и происходит в полном смысле слова сворачивание головы, так называемые ротационные подвывихи в области шеи,

особенно в области первого шейного позвонка.

Наличие таких подвывихов сказывается на повышении внутричерепного давления, а к 2 годам мозг человека во многом уже сформирован с определенными изъянами, что влияет на последующую жизнь, Если же подвывих был бы исправлен сразу же после родов, то можно было бы избежать многих проблем со здоровьем в будущем.

У детей с описанной родовой травмой в последующем обнаруживается сглаженность шейного лордоза, снижение тонуса мышц плечевого пояса,

снижение кровоснабжения плечевой артерии из-за ее перегиба, сжатия и нарушения кровоснабжения головного мозга. Из-за этого могут появляться судорожные состояния, так называемый эписиндром, снижение слуха и зрения.

Часто ставится диагноз «вегето-сосудистая дистония», связанная с понижением кровяного давления, «мигрень», а все дело в изменении положения шейных

позвонков. Во время родов при тазовом предлежании возможны вывихи бедра,

повреждения спинного мозга и соответственно нервных окончаний. За счет искривления костей таза наблюдается укорочение ноги, косолапость, энурез.

Родители должны обращать внимание на то, как ребенок сосет грудь(вяло

-мышечный тонус снижен), беспокоен, плачет, возбуждентонус повышен,

свешивает голову в одну сторону, начинает сидетьзаваливается на одну сторону. Все это зависит от состояния позвоночного столба, с которым произошли изменения во время родов. Во время прогулки ребенка держат за ручку, которая из-за разницы в возрасте поднята вверх. Длительное нахождение в таком положении руки ребенка чревато последствиями: сколиозом,

подвывихом плеча. В детском саду физическому воспитанию детей практически не уделяется внимание, кроме прогулок. Нет бассейнов, большая скученность детей, недостаточная подготовка воспитателей . В школах дети младших классов сидят на уроках по 45 минут, а детский организм такую статическую нагрузку не может выдержать больше 10-15 минут. Из-за горизонтального расположения панели стола быстро возникают проблемы со зрением и позвоночником. Часто размеры парты не соответствуют росту ребенка. Все эти причины приводят к сколиозу.

Сколиоз — это сложная деформация, характеризующаяся искривлением позвоночника во фронтальной плоскости, в горизонтальной — торсия , и в сагиттальной с увеличением или уменьшением физиологических изгибов —

грудной кифоз и поясничный лордоз. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади —

кифосколиоз… Название сколиоз получает по уровню изгиба: шейный, грудной или поясничный и соответственно выпуклой стороны искривления. Таким образом, можно встретить ,например ,правосторонний грудной сколиоз.

Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой

искривления, и сложным — при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным и нефиксированным,

исчезающим в горизонтальном положении, например при укорочении одной конечности. Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и торсия его, т.е.

поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказываются обращенными в выпуклую сторону, а остистые отростки в вогнутую. Торсия способствует деформации грудной клетки и ее асимметрии, внутренние органы при этом сжимаются и смещаются.

Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте (10 — 15 лет) он проявляется наиболее выражено. Этиологически различают сколиозы: врожденные (по В.Д.Чаклину они встречаются в 23.0%), в основе которых лежат различные деформации позвонков: недоразвитие; клиновидная их форма; добавочные позвонки и.т.д. К

приобретенным сколиозам относятся: ревматические, возникающие обычно

внезапно и обуславливающиеся мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии явлений миозита или спондилоартрита; рахитические, которые очень рано проявляются различными деформациями опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и слабость мышц, ношение ребенка на руках

(преимущественно на левой), длительное сидение, особенно в школе, — все это благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза; паралитические,

чаще возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, но могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях;

привычные, на почве привычной плохой осанки (часто их называют

«школьными», так как в этом возрасте они получают наибольшее выражение).

Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты,

рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей с первых классов, Необходимо отметить, что широко бытующее мнение даже среди врачей, что причинами сколиоза, сутулости у детей является неправильная осанка во время школьных занятий (Н.А. Шнек) глубоко ошибочно. При тщательном обследовании чаще всего удается установить причину сколиоза. Частой причиной сколиоза в детском возрасте, которой уделяется недостаточное внимание, является короткая нога. Разница в длине ног

— частое явление. Вероятность разницы в длине ног у детей увеличивается с возрастом. Так, среди группы школьников начальных классов ноги разной длины были выявлены у 75%, а среди группы студентов высшей школы — у 92%

(Klein 1969).

Компенсация в разнице длины ног достигается в основном за счет искривления позвоночника. Нескорректированная разница имеет тенденцию увеличиваться с возрастом. Интересно отметить, что скорректированная в детстве разница в длине ног с возрастом уменьшается.. По проведенным наблюдениям у 20-30% из всех наблюдавшихся ортопедических больных был уменьшен вертикальный размер одной половины таза, причем, эта костная

аномалия встречалась как отдельно, так и совместно с короткой ногой, обычно на той же стороне. Больные с данной патологией также нуждаются в проведении правильной ортопедической коррекции.. Существует и целый ряд других причин, вызывающих нарушения осанки и, как следствие этого,

функционирование локомоторной системы. Это болезнь Шойермана-Мау,

последствия перенесенного рахита, полиомиелита, туберкулеза позвоночника,

детский церебральный паралич, заболевания крупных суставов (дисплазия тазобедренных суставов). Сколиоз и другие нарушения состояния позвоночника опасны своими последствиями. Из-за неправильной осанки хуже работают легкие, сердце, система кровоснабжения, что ведет к недостаточному снабжению кислородом растущего организма, в том числе — головного мозга.

Поэтому дети с искривлениями позвоночника хуже учатся, быстрей устают,

страдают от головных болей, раздражительны. С возрастом последствия сколиоза усугубляются: раньше начинает развиваться остеохондроз,

дегенеративнодистрофические изменения в тканях . Но нарушением структуры самого позвоночника болезненный процесс не ограничивается:

ослабевают связки -брыжейки, на которых к позвоночнику подвешиваются внутренние органы брюшной полости. В результате органы опускаются, их сосуды и нервы сдавливаются, возникают заболевания, причины которых трудно обнаружить.

На формирование осанки плохо влияют неполноценное питание,

загрязнение окружающей среды, хронические или острые заболевания,

особенности характера, высокий уровень психо-эмоциональных и информационных нагрузок, школьный стресс. Высокий уровень тревожности,

чувство страха перед школой способствуют повышению тонуса мышц,

нарушению его распределения, что вызывает «мышечное закрепощение»Большую роль играет физическая нагрузка, связанная с

переноской школьных ранцев, вес которых не должен превышать 2,2 кг в 1-2

классах,3,2кг в 3-6-х классах и 3,5-4кг в 7-11-х классах.

Самым опасным периодом в течении сколиоза являются периоды интенсивного роста ребенка (6-8 лет, 10-14 лет) и период полового созревания

(девочки 10-13 лет, мальчики 11-14 лет). Риск прогрессирования заболевания увеличивается, если к этим опасным периодам ребенок уже имеет первую степень сколиоза, подтвержденную рентгенологическим исследованием позвоночника (от 5 до 10 градусов).

Классификация сколиоза

1. По происхождению:

1.группа — сколиозы миопатического происхождения,

2.группа — сколиозы неврогенного происхождения,

3.группа — диспластические сколиозы,

4.группа — рубцовые сколиозы,

5.группа — травматические сколиозы,

6.группа — идиопатические сколиозы.

2. По форме искривления:

С-образный сколиоз

(с одной дугой искривления)

S-образный сколиоз

(с двумя дугами искривления)

Е-образный сколиоз

(с тремя дугами искривления)

3. По локализации искривления:

шейно-грудной сколиоз (вершина искривления на уровне ThЗ — Th4),

грудной сколиоз (вершина искривления на уровне Th8 — Th9),

грудопоясничньй сколиоз (вершина искривления на уровне Th11 — Th12),

поясничный сколиоз (вершина искривления на уровне L1 — L2),

пояснично-крестцовый сколиоз (вершина искривления на уровне L5 — S1).



Источник: studfile.net


Добавить комментарий